+7 (916) 789-51-78

ufveda@mail.ru

  • Главная
  • Новости
  • Изменения в законодательстве вступившие в силу с января по март 2015 года

Изменения в законодательстве вступившие в силу с января по март 2015 года

17.04.2015

Изменения в земельном законодательстве.

С 1 марта 2015 года вступит в силу Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года (Закон), направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления, прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Ключевые изменения, следующие:

1. Изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

Законом вводится новая Глава V.1 ЗК РФ, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов. К таким случаям относится, среди прочего, предоставление участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов на основании распоряжений Правительства РФ или высших должностных лиц субъекта РФ при условии соответствия указанных проектов критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов РФ, соответственно, а также ряд других случаев.

Установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и т.п.

Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов, в связи, с чем признаны утратившими силу все относящиеся к данному порядку предоставления положения ЗК РФ.

2. Предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с положениями новой Главы V.2 ЗК РФ такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности:

изымается для государственных или муниципальных нужд;

в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на нем уже расположены указанные объекты.

Такое нововведение направлено на снижение количества случаев применения довольно затруднительной процедуры изъятия земельных участков.

3. Изменен порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Во вводимой в действие статье 39.23 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

При этом новая редакция соответствующих положений ГК РФ позволяет устанавливать сервитут по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.

4. Установлены случаи использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам), на основании разрешений уполномоченного органа без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута.

К указанным случаям в новой статье 39.33 ЗК РФ, среди прочего, отнесено проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта и строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Введение данной нормы призвано сократить время, затрачиваемое на оформление земельных правоотношений при выполнении перечисленных работ.

При этом строительство и реконструкция объектов капитального строительства из данного перечня случаев прямо исключены.

5. В ГК РФ внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности.

Согласно Закону объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено.

Такое отчуждение осуществляется исключительно по решению суда путем продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

При этом законодатель отдельно выделил, в качестве основания для отказа суда в удовлетворении требования о продаже объекта незавершенного строительства, нарушение срока строительства в связи с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен объект.

Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства на публичной земле.

6. В Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, касающееся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, органы местного самоуправления поселений, а не муниципальных районов, как это указано в действующей в настоящее время редакции ЗК РФ, получают право распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Изменения, вносимые Законом, также коснулись вопросов порядка образования земельных участков; перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; вопросов передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер. Кроме того, Законом предусмотрены довольно обширные переходные положения, направленные на облегчение процесса внедрения новых правил и процедур.

 

Изменения и дополнения Градостроительного кодекса РФ.

 

Разделение и объединение нескольких земельных участков.

С 1 марта 2015 года, статьей 41 рассматриваемого кодекса упрощается процедура объединения или разделения земельных участков, принадлежащих одним собственникам. В частности, отменяется обязательное требование по наличию подходов или подъездов к данным объектам недвижимости. При этом, не применяются правила установления минимальных и максимальных размеров земельных участков.

Этой же статьей вводится дополнительное требование к процедуре подготовки планирования или межевания территорий, которое впредь должно осуществляться исключительно в соответствии с используемой системой координат для осуществления государственного кадастра недвижимости.

Разработка и утверждение документации по планировке

Пунктом 8.1. статьи 45 Градостроительного кодекса России установлена дополнительная ответственность некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства или подсобного хозяйства за проведение мероприятий по разработке и утверждению необходимой документации по планировке занимаемых территорий. При этом, такие мероприятия данные юридические лица обязаны производить за собственный счет.

Архитектурно-строительное проектирование

П. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса России, установлены предельные временные сроки по направлению в эксплуатирующие организации запросов о предоставлении технических условий, сроках и цене подключения. Ответственные органы исполнительной или местной власти должны сделать такие запросы не позднее четырнадцати дней с момента получения заявления на проведение аукциона по реализации или аренде земельного участка.

Этой же статьей, устанавливается специальный порядок разработки и утверждения проектной документации в отношении объектов культурного наследия, который регламентируется отдельным законодательством нашего государства об охране таких объектов культурного наследия.

Разрешение на строительство

Дополнениями и изменениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливается зависимость выдачи отдельного разрешения на строительство многоквартирного дома от фактического образования земельного участка для такого строительства, путем выделения из общего земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.

Этой же статьей вводится дополнительная обязанность по получению разрешения на проведение сохранных строительных работ в отношении объектов культурного наследия. Такое разрешения должны выдавать уполномоченные на такие действия органы государственной или местной власти.

Повышение госпошлин.

Отдельные госпошлины с 2015 года повышаются в полтора раза. В этой связи мы собрали перечень госпошлин, из которого вы узнаете повышение госпошлин с 01.01.2015 года.

В списке есть все госпошлины на 2015 год, как те которые повышены, так и те, которые остались неизменны.

Примечание: Размеры государственных пошлин с 2015 года взяты из Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона 21.07.2014 № 221-ФЗ и Федерального закона от 22.10.2014 № 312-ФЗ.

 

  • за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс — 0,1 процента стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей;

  • за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

  • для физических лиц — 2 000 рублей;

  • для организаций — 22 000 рублей;

  • за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом — 22 000 рублей;

  • за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 200 рублей;

  • за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей;

  • за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 настоящего пункта, — 350 рублей;

  • за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 рублей;

  • за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 настоящего пункта:

  • для физических лиц — 350 рублей;

  • для организаций — 1 000 рублей;

  • за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 61 настоящего пункта, ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество:

  • для физических лиц — 1 000 рублей;

  • для организаций — 4 000 рублей;

  • соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

для физических лиц — 200 рублей;

для организаций — 600 рублей.

В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц;

за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке:

  • для физических лиц — 200 рублей;

  • для организаций — 600 рублей.

В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные подпунктом 28 настоящего пункта и настоящим подпунктом, взимается в размерах, установленных для физических лиц;

за государственную регистрацию:

  • смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 1 600 рублей;

  • смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 350 рублей;

за государственную регистрацию:

договора участия в долевом строительстве:

  • для физических лиц — 350 рублей;

  • для организаций — 6 000 рублей;

  • соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — 350 рублей;

  • за государственную регистрацию сервитутов:

в интересах физических лиц — 1 500 рублей;

в интересах организаций — 6 000 рублей;

  • за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке — 350 рублей;

  • за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):

для физических лиц — 350 рублей;

для организаций — 1 000 рублей;

 

О государственном кадастре недвижимости.

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения, внесенные вышеуказанным законом, в Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Состав сведений государственного кадастра недвижимости дополнен сведениями об утвержденном проекте межевания территории, расширен круг лиц, имеющих право обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда. Предусмотрены новые основания для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Например, если на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган кадастрового учета будет иметь основание отказать заявителю в кадастровом учете такого земельного участка.

Для некоторых нововведений Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ установлены переходные периоды.

Также законом предусмотрено приведение органами местного самоуправления поселения до 1 января 2020 года существующих правил землепользования и застройки, принятых во исполнение норм Градостроительного кодекса, в соответствие с действующим законодательством. При этом внесение изменений в правила землепользования и застройки, возможно, будет осуществлять без проведения публичных слушаний.

С 22 января вступают в силу изменения в статью 1 ФЗ, которые касаются сведений о территориях объектов культурного наследия народов РФ. Эти сведения теперь должны включатся в ГКН, наряду с остальными сведениями.

Вступило в силу дополнение в ст. 15ФЗ о сроках информационного взаимодействия при исключении объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия. (федеральный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации направляет указанный документ в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.)

1 марта вступили в силу изменения, касающиеся проекта межевания территории. В ГКН в качестве дополнительных сведений теперь будет включаться условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы. Введена новая статья 10.1 Состав сведений государственного кадастра недвижимости о проекте межевания территории.

Вступили в силу с 1 марта новые основания для приостановки в осуществлении кадастрового учета и для отказа в осуществлении кадастрового учета. Так, орган кадастрового учета осуществляет приостановку, в случае если площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на десять и более процентов отличается от площади такого земельного участка, указанный в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории либо в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Отказ, если на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.

А также если площадь земельного участка выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанный в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на 10 процентов, раньше было на 5 процентов.

Более подробно будет регламентирован межевой план, в ст.38 введена новая часть 6.1, где указано, следующее:

В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

 

Назад

© Юридическая фирма «ВЕДА», 2014-2020 г.г.

Web-canape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Обратная связь

                                                                              Московская обл., г. Воскресенск, ул. Победы, д. 2, 3 этаж

+7 (916) 789-51-78

ufveda@mail.ru