30.01.2015
Верховный суд напомнил, что по договорам ОСАГО застрахованным является конкретное транспортное средство. Поэтому компенсация положена вне зависимости от того, кто находился за рулем. Однако получит ее только владелец побитой машины. Тот, кто взял автомобиль в аренду или управляет по доверенности, претендовать на выплаты за порчу имущества не вправе.
Естественно, ОСАГО призвано помочь человеку, допустившему ошибку на дороге, расплатиться с последствиями. Иначе испорченный бампер какого-нибудь люксового автомобиля мог бы вогнать в кабалу иного виновника аварии. Однако бывает так, что определить конкретного виновника аварии невозможно. Тогда возникает вопрос, кто и за что должен платить?
Как пояснил Верховный суд, если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица или определить степень вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, все равно лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.
"В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба", говорится в постановлении. Конечно, вполне может оказаться, что окончательная сумма не устроит человека. Тогда он вправе потребовать пересчета через суд. Однако в таком случае, даже если компания не права и какие-то копейки недоплатила, с нее не снимут никакой неустойки. Просчитались, бывает.
Надо подчеркнуть, что правило действует только, когда конкретный виновник не назван, а страховые компании свои выплаты произвели.
Другой момент: человек вправе выбрать, как ему лучше: или компания выплатит компенсацию наличными, а он сам решит, где и как ремонтироваться. Или отдать автомобиль на восстановительный ремонт на сервис, указанный страховщиками. Там машину отремонтируют бесплатно для человека, а со страховой компанией уж как-то разберутся. Как указал Верховный суд, возмещать надо даже утрату товарного вида автомобиля. При этом не важно, решил человек взять компенсацию деньгами или отдал авто на сервис по наводке страховой компании. Если машина ездит, но без слез на нее не взглянешь, мириться с этим нельзя. Значит, сервис должен не только поставить автомобиль на колеса, но и вернуть ему прежний вид. Если этого не получится, надо поставить вопрос о деньгах.
"Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если потерпевшим выбран способ возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования", сказано в постановлении.
Как указал Верховный суд, направление машины на автосервис, работающий по договору со страховой компанией, не освобождает страховщика "от возмещения иных расходов, обусловленных наступлением страхового случая и необходимых для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения". Если сервис затянет ремонт, отвечать за это тоже должен страховщик.
Интересно, что если мастера автосервиса долго не приступают к ремонту или делают его слишком медленно, явно не успевая закончить к сроку, человек вправе изменить свое решение: забрать машину со станции и потребовать денежной компенсации. А уж он потом сам найдет сервис - более быстрый.
Более того, у человека есть право вернуться, если ремонт ему не понравится. Как сказано в постановлении, "потерпевший вправе предъявить к страховой организации, выдавшей направление на восстановительный ремонт, требования об устранении скрытых недостатков, выявленных им после получения отремонтированного станцией технического обслуживания транспортного средства".
Если же авария не была оформлена полицией, то для доказательства ущерба потерпевший вправе использовать фото- и видеосъемку, а также данные ГЛОНАСС.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N 6589 от 30 января 2015 г.